Полноценное питание в раннем детстве важно не только для получения организмом всех необходимых питательных веществ (что, безусловно, очень важно для здоровья и развития ребенка), но и для формирования здорового пищевого поведения в более позднем детстве и даже в зрелом возрасте. Особенно важно это на этапе введения прикорма, когда ребенку вводится множество продуктов, отличных от молока.

Одной из причин отказа от того или иного продукта на этапе введения прикорма является консистенция или текстура пищи, которая по какой-то причине не нравится ребенку. При этом факторы, определяющие принятие младенцами разнообразных текстур пищи, мало известны. В связи с этим, Carole Tournier et al., 2020 решили опросить 2999 матерей о способности их детей (от 4 до 36 месяцев) есть продукты разных текстур, чтобы выявить такие факторы.

Матерям предлагалось ответить по 188 комбинациям текстур пищи, съел ее ребенок с трудом/без труда или выплюнул. Например, морковь предлагалась в виде гладкого и грубого пюре, мелких и крупных вареных кусочков, а также 3 варианта в сыром виде: тертая, мелкими и крупными кусочками. Далее для каждого ребенка рассчитывалась оценка приемлемости пищи.

При этом все текстуры делились на 3 уровня:

🥄 Простая структура, Т1 – гладкие и грубые пюре, которые можно обрабатывать сосательными движениями или сжатием языка и неба (различные фруктовые и овощные пюре, йогурт);

🍳 Промежуточная текстура, Т2 – небольшие приготовленные кусочки, мягкая пища, которые требуют более интенсивного сжатия языка и десен или десен (в основном мелкие кусочки вареных овощей и фруктов, фарш, вареная рыба мелкими кусочками, яйцо (вкрутую, жареное или омлет), мягкий хлеб, мелкая паста, рис и т.д.);

🍅 Твердые/большие кусочки и двойные текстуры, Т3 – большие приготовленные и/или твердые кусочки, требующие наличия зубов и жевательных движений, умения продвигать плотную пищу языком и проглатывать (сырые овощи и фрукты кусочками разных размеров, крупные кусочки мяса и рыбы, хлеб, печенье, каша и т.д.). Также сюда отнесли двойные текстуры (кусочки + жидкость), которые требуют проглатывания жидкости при сохранении кусочков в полости рта для дальнейшего пережевывания (например, сочные сырые помидоры).

Данные были разделены 14 возрастных групп: 4-5 месяцев, далее до года по месяцам, 13-15, 16-18, 19-21, 22-24, 25-29 и 30-36 месяцев.

Выяснилось, что принятие пюрированной пищи (Т1) значительно увеличивалось в период с 4,5 до 7 месяцев (с 70 до 82% предложенных комбинаций Т1) и далее было относительно стабильным (от 87 до 93% в период с 8 до 36 месяцев.

Мелкие и мягкие кусочки (Т2) съедались без труда на 5-10% реже, чем пюре. С возрастом принятие таких кусочков также увеличивалось, но более постепенно (соответственно, привыкание к ним шло чуть дольше).

Доля принятых продуктов с текстурой Т3 в возрастных группах от 8 до 11 месяцев составляла всего 47-62%. В период с 12-15 до 25-36 месяцев доля принятых продуктов консистенции Т3 увеличилась с 71% до 80%.

В целом, показатель приемлемости пищи неуклонно увеличивался в период с 4-5 до 18 месяцев, а затем скорость увеличения снижалась.

В результате опроса также были выявлены некоторые факторы, которые в той или иной степени могут оказывать влияние на готовность ребенка есть пищу с разными текстурами:

🥦 Количество предлагаемых комбинаций текстур

Имеются исследования, доказывающие, что своевременное знакомство ребенка с кусочками и разными консистенциями стимулирует развитие орально-моторных навыков и является основным фактором, влияющим на восприятие ребенком пищи, принятие более сложных текстур (I.Blossfeld et al., 2007, Helen Coulthard et al., 2008, K Northstone et al., 2001, Saakje P da Costa et al., 2017).

Carole Tournier et al., 2020 установили, что чем меньше детям давали пюре в возрасте 9-36 месяцев, и чем больше давали мягкие или твердые кусочки, тем лучше их принимали дети.

Те или иные текстуры пищи следует вводить в рацион тогда, когда дети уже приобрели необходимые навыки, чтобы их есть, или могут легко развить их при частом предложении пищи соответствующей консистенции. В частности, принятие пищи в виде пюре развивалось в основном между началом введения прикорма и до 7 месяцев. Способность есть пищу с консистенциями Т2 и Т3 улучшалась на протяжении всех 36 месяцев, параллельно с развитием навыка жевания. Более-менее они начинали приниматься детьми в основном в возрасте примерно 8-10 месяцев, когда происходит переход от сосания к жеванию.

Примерно в возрасте 9 месяцев 87% детей без проблем могли съедать пюре, а 83% — маленькие/мягкие кусочки. К году примерно 70% детей уже могли есть продукты из категории Т3. Продукты с двойной текстурой были самыми трудно съедаемыми, даже в 36 месяцев.

В целом, детьми с самым широким рационом стали те, кому предлагалась возможность попробовать большое разнообразие продуктов, в том числе, предлагаемых в виде Т2 (до 18 месяцев) и Т3 (до 29 месяцев).

🥦 Еда руками

Среди детей от 11 до 21 месяца те, кто никогда/редко ел руками, хуже принимали различные текстуры, чем те, кто делал это часто.

Принятие пищи с разными консистенциями определяется, в том числе, темпераментом ребенка и его тактильной чувствительностью. Еда руками позволяет лучше узнать продукт, познакомиться с ним. Сначала ребенок изучает пищу пальцами, а затем продолжает исследовать через рот (Thibault C. et al., 2017). Ощущение текстуры руками увеличивает вероятность принятия ребенком пищи с такой же текстурой (Chantal Nederkoorn et al., 2017, Helen Coulthard, Annemarie Sealy, 2017).

Примерно половина младенцев могла есть пальцами в возрасте 11-12 месяцев и большинство детей (>80%) умели это делать в 16-18 месяцев. В целом, это достаточно поздно. Например, в исследовании, проведенном в США, 98% детей в возрасте 9–11 месяцев уже могли брать пищу руками (Betty Ruth Carruth et al., 2003). Вероятнее всего, это связано с культурными особенностями, поскольку во Франции принято кормить ложкой и не допускать беспорядка за столом, а в США к этому относятся более лояльно.

🥦 Выталкивающий рефлекс

Доля детей с рвотным рефлексом «иногда / часто» составляла ~ 30% у детей в возрасте от 6 до 8 месяцев и снижалась до <15% у детей в возрасте от 19 месяцев и старше. Разумеется, дети с сильным выталкивающим рефлексом хуже принимали новые продукты.

В более ранних исследованиях также сообщалось о взаимосвязи между рвотным рефлексом и консистенцией предлагаемой пищи у 8-месячных детей: рвотные ощущения в ответ на кусочки пищи были более частыми, чем в ответ на пюре (Saakje P da Costa et al., 2017).

🥦 Количество зубов

Считается, что зубы играют роль в развитии способности жевания у детей в возрасте от 9 до 36 месяцев (Meg Simione et al., 2018), а количество зубов положительно связано с неограниченным потреблением измельченной моркови среди детей в возрасте от 12 месяцев и старше (I.Blossfeld et al., 2007).

В исследовании Carole Tournier et al., 2020 количество зубов соответствовало нормальному прорезыванию зубов (с 0,5 ± 1,9 в 4–5 месяцев до 18,2 ± 2,4 в 30–36 месяцев) и было достоверно связано с принятием пищи у детей в возрасте от 4 до 5, 10 и 13-15 месяцев. Из этого авторы исследования делают вывод о благоприятной роли резцов и первых коренных зубов на способность детей есть твердую пищу.

🥦 Отношение матери к введению прикорма

Большинство матерей относились к введению прикорма равнодушно (40,9%), либо воспринимали его положительно (26,4%), тогда как 32,7% к введению прикорма были настроены скептически.

В результате у матерей, которые не беспокоились по поводу введения твердой пищи, дети лучше принимали новые продукты и консистенции, чем дети более тревожных матерей.

🥦 Грудное вскармливание и прикорм продуктами с семейного стола

Интерес ребенка к новым продуктам и текстурам также был связан с грудным вскармливанием, питанием в кругу семьи и предложением домашних или недетских коммерческих продуктов. Carole Tournier et al., 2020 посчитали эти факторы косвенно влияющими. Тут стоит уточнить, что трое из шести авторов исследования являются сотрудниками компаний, производящих продукты прикорма, в связи с чем не очень понятно, насколько объективна их оценка именно этих факторов.

R Sakashita et al., 2004 также пришли к выводу, что грудное вскармливание и употребление той же пищи, что и остальные члены семьи, способствуют принятию ребенком большего числа продуктов и текстур.

В частности, смесь всегда одна, а грудное молоко по вкусу постоянно меняется. Через грудное молоко ребенок знакомится с микродозами продуктов и на этапе введения прикорма (особенно если это еда с семейного стола) прикорм идет лучше. Кроме того, когда малыш участвует в семейной трапезе, видит, что и как едят другие члены семьи, он стремится к подражанию. Соответственно, он начинает быстрее пробовать те продукты, которые едят остальные, а также он стремится повторить и жевательные движения. Это одна из причин, по которым Всемирная организация здравоохранения рекомендует брать ребенка за стол и предлагать продукты прикорма из тарелки матери.

🥦 Способность сидеть, есть самостоятельно вилкой Принятие текстуры также изначально было связано со способностью маленьких детей самостоятельно сидеть (в возрастных группах от 4–5 до 7 месяцев) и со способностью старших детей есть самостоятельно вилкой (группы от 13 до 24 месяцев). Специально данные факторы не изучались, но, возможно, могут косвенно влиять.