Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует прямое кормление грудью даже когда у мамы подозревается или подтвержден COVID-19, поскольку это лучший вариант вскармливания для малыша, и на данный момент нет никаких свидетельств передачи COVID-19 через грудное молоко или грудное вскармливание с соблюдением соответствующих мер профилактики.

Да, безусловно, прямое кормление грудью – наиболее оптимальный вариант для кормления ребенка. Не всегда это возможно на практике, когда у мамы подозревается или подтвержден COVID-19. Также иногда сама мама может беспокоиться о безопасности такого контакта или даже кормления свежим сцеженным молоком. В такой ситуации важно учесть все преимущества и недостатки разных вариантов вскармливания, а также рассмотреть вариант пастеризации собственного молока или кормления пастеризованным донорским молоком (если есть возможность), поскольку такая термическая обработка убивает как бактерии, так и вирусы.

Почему пастеризованное грудное молоко лучше, чем смесь?

Существуют разные методы пастеризации грудного молока. К сожалению, помимо вредоносных бактерий и вирусов, они также воздействуют на те или иные полезные компоненты грудного молока. Тем не менее, даже после пастеризации состав молока гораздо богаче, нежели состав самой адаптированной смеси. Такое молоко по-прежнему содержит максимально адаптированный для ребенка белок, иммунологические факторы, питательные элементы. В то время как белок коровьего молока является очень тяжелым для новорожденного и столь ранняя встреча с ним увеличивает вероятность развития непереносимости к такому белку.

Кроме того, кормление смесью (особенно малышей, рожденных раньше срока) увеличивает риск некротического энтероколита (НЭК). Следовательно, это считается грубым вмешательством в здоровье таких пациентов (de Halleux et al., 2017). Потенциальным фактором риска НЭК является задержка созревания микробиоты. В то же время, грудное молоко богато нейтральными олигосахаридами и обладает защитным действием против негативных изменений микробиоты (дисбиоза) (Moukarzel S, Bode L, 2017). Пастеризация по Холдеру (при температуре 62,5 °C в течение 30 мин) не изменяет содержание олигосахаридов в молоке, поэтому его биологическая ценность и потенциальные преимущества в предотвращении НЭК и некоторых других негативных явлений сохраняются при кормлении пастеризованным молоком (Bertino E et al., 2008).

В нынешней ситуации во многих странах наблюдается недостаток донорского молока, поэтому предпочтение отдается малышам, рожденным на сроке ранее 30 недель или с весом менее 1500 г, матери которых не имеют возможности обеспечить их собственным молоком. Для таких малышей также используются обогатители грудного молока, которые дополняют пастеризованное молоко.

При этом материнское пастеризованное молоко предпочтительнее, чем донорское, особенно когда дело касается малышей, рожденных раньше срока. Связано это с тем, что состав молока будет отличаться в зависимости от срока гестации и лактации. В то же время, большинство банков грудного молока содержат молоко от доноров, чьим малышам более 3 месяцев, самое раннее – 15 дней. Следовательно, такое молоко будет более зрелым (Manuel Sánchez Luna et al., 2020). Тем не менее, его состав больше адаптирован для питания новорожденного, нежели смесь, которая не меняет свой состав от рождения до 6 месяцев.

К слову, некоторые роддома создают банки грудного молока, принимая молоко от мам новорожденных малышей, которые попали в отделение интенсивной терапии. Матери таких малышей вынуждены сцеживаться. Иногда после докорма ребенка остается какая-то часть сцеженного молока — она и идет в банк. В такой ситуации легче подобрать донорское молоко наиболее схожее по сроку лактации и гестации с требующимся.

Влияние пастеризации на COVID-19

Многие банки грудного молока добавили вопросы про COVID-19 в анкеты для доноров, а также тестирование на наличие заболевания, хотя ВОЗ считает, что это совсем необязательно, поскольку жизнеспособный SARS-CoV-2 (вирус, вызывающий заболевание COVID-19) не выявлен в грудном молоке. Кроме того, достаточно давно известно, что пастеризация по Холдеру полностью инактивирует генетически сходные с SARS-CoV-2 вирусы: SARS-CoV и MERS-CoV (Darnell ME et al., 2006, van Doremalen N et al., 2014).

Что касается именно SARS-CoV-2, его инактивацию в грудном молоке в процессе пастеризации исследовали Gregory J Walker et al., 2020 (J Paediatr Child Health). Они экспериментально вносили высокий инфекционный титр вируса в образцы грудного молока от здоровых доноров или в контрольную среду и проверяли устойчивость вируса при воздействии разных температур. В частности, было уставлено, что после нагревания до 63 °C или 56 °C в течение 30 минут живой вирус SARS-CoV-2 не был обнаружен ни в грудном молоке, ни контрольной среде.

Авторы исследования пришли к выводу, что общие стратегии снижения риска передачи COVID-19 (в первую очередь пастеризация по Холдеру), применяемые банками молока во всем мире, достаточны для обеспечения безопасности донорского молока.

В связи с изложенным, стоит еще раз отметить, что грудное молоко – это лучшее питание для младенца, жизненно важный ресурс, даже если оно поступает в пастеризованном виде. При этом пастеризация по Холдеру полностью инактивирует вирус даже при достаточно высоких начальных титрах.

Тем не менее, ВОЗ призывает использовать пастеризованное молоко только как мостик к получению материнского молока, когда прямое прикладывание к груди невозможно. Как только появляется возможность непосредственного кормления грудью – стоит ею воспользоваться.