Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует начинать знакомство с прикормом в возрасте примерно 6 месяцев. Однако для того, чтобы понять, что это «примерно» уже наступило, имеет смысл ориентироваться на признаки готовности к прикорму, о которых и пойдет речь в сегодняшней статье. Причем среди таких признаков можно выделить достоверные (их наличие действительно говорит о готовности к прикорму) и недостоверные (их часто считают признаками готовности к прикорму, но по факту они скорее идут параллельно с готовностью к прикорму, а не говорят о такой готовности).

К недостоверным признакам готовности к введению прикорма относятся следующие:

Появление зубов. Часто можно услышать: «раз появились зубы – значит, готов жевать». По факту время появления первых зубов генетически обусловлено, т.е. вероятнее всего, у малыша зубы проклюнутся тогда же, когда это произошло у мамы или у папы. Бывают дети, которые рождаются с зубами, а бывают те, у кого зубы появляются ближе к году. Это абсолютно не значит, что мы должны давать прикорм новорожденному или тянуть до года.

Мысль о том, что ребенок без зубов жевать не может, ничем не обоснована. Напротив, ребенку проще перетирать мягкие кусочки деснами совсем без зубов, чем с одним-двумя резцами.

Первые зубы действительно зачастую появляются именно к 5-6 месяцам, когда нарастает ферментативная активность слюны. Слюна способствует и прорезыванию зубов, и формированию пищевого комка при введении твердой пищи. Соответственно, эти процессы зачастую идут параллельно, а не обладают причинно-следственной связью. Подробнее об этом писала в статье «Слюни в 3 месяца».

Удвоение (для деток, рожденных раньше срока – утроение) веса при рождении. Действительно, к 5-6 месяцам дети в основном удваивают вес при рождении. Этот признак скорее говорит о достаточности питания, чем о готовности к прикорму. Соответственно, это также скорее параллельный с введением прикорма процесс.

При этом важно понимать, что некоторые дети удваивают вес при рождении к 3-4 месяцам, а некоторые – к 7-8 месяцам – это вполне может быть нормой для данного конкретного ребенка (нужно смотреть на динамику, тип вскармливания, особенности организации вскармливания и т.д.).

Что касается достоверных признаков готовности к введению прикорма, Pérez-Escamilla R et al (2019) выделили следующие:

Способность ребенка сидеть практически без посторонней помощи. Важный момент «практически без посторонней помощи», т.е. если ребенок сидит с небольшой поддержкой на руках у кормящего взрослого – это допустимо. Кормить ребенка на стульчике или в шезлонге под углом 45° категорически не рекомендуется из-за возрастающего риска аспирации. Когда речь идет о кусочках – лучше, чтобы уже умел сидеть без поддержки.

Зачастую, мамы также отмечают, что дети, которым прикорм вводился до того, как они более-менее могли сидеть, садились позже. Связано, вероятно, с тем, что возможности организма не безграничны. Если он направляет все свои усилия на освоение прикорма, освоение навыка сидения может немного замедляться.

Жевать и глотать мягкую твердую пищу. Даже для знакомства с очень измельченной, размятой пищей (пюре) требуются некоторые навыки жевания. В частности, ребенок должен уметь с помощью языка переместить пюре от губ к корню языка и проглотить его. Как правило, к возрасту примерно 6 месяцев, ребенок уже обладает достаточными навыками, чтобы «жевать» пюре. К 8-10 месяцам малыши в большинстве своем уже в состоянии жевать мягкие кусочки.

Угасание выталкивающего рефлекса. Этот момент подключается как раз на этапе, когда пища переместилась на корень языка. Если выталкивающий рефлекс еще сильный – ребенок, вероятнее всего, выплюнет даже пюре. При этом в некоторой степени выталкивающий рефлекс сохраняется с нами на всю жизнь (если попробовать положить ложку на корень языка даже взрослому человеку – это хорошо ощущается).

Активное проявление пищевого интереса. Это когда ребенок начинает активно следить за тем, как ест мама (как она берет какой-то продукт, подносит ко рту, жует, проглатывает – каждая стадия сопровождается пристальным взглядом), а потом требует дать ему повторить те же действия. Соответственно, пищевой интерес основан на подражании, стремлении быть как мама. И тут иногда возникает проблема: если ребенка не берут за стол, если он не видит, как едят ухаживающие за ним взрослые – пищевому интересу взяться особо не откуда. Поэтому имеет смысл начинать брать ребенка за стол заранее, чтобы он имел возможность присутствовать при семейных трапезах хотя бы месяцев с четырех.

В то же время, если ребенок с рождения присутствует за столом, он может начать проявлять пищевой интерес достаточно рано. Если при этом отсутствуют другие признаки готовности к прикорму, ребенок еще явно не готов – возможно, имеет смысл, брать его за стол чуть реже, немного подождав других признаков готовности.

Pérez-Escamilla R et al (2019) (а также Outteridge J., 2015, Carruth BR, Skinner JD., 2002) полагают, что достижение указанных этапов развития сильно коррелирует с созреванием желудочно-кишечного тракта, почек и иммунной системы, необходимых для получения пользы от введения прикорма.

При этом существует относительно широкий разброс в отношении точного возраста, в котором отдельные дети готовы начать прикорм. Имеющиеся данные показывают, что большинство младенцев готовы получать пользу от введения прикорма примерно в возрасте 6 месяцев. Однако некоторые младенцы могут быть готовы раньше или позже.

Также среди признаков готовности к прикорму выделяют следующие:

Малыш может наклоняться к ложке или осознанно отворачиваться от нее, если предложенный продукт не понравился. Данный навык позволяет учитывать мнение ребенка при введении прикорма, и это здорово.

Ребенок учащает прикладывания к груди, либо не наедается обычной порцией смеси (если речь идет об искусственном вскармливании). С одной стороны, признак достоверный, поскольку действительно одной из задач прикорма является обеспечение ребенка дополнительным питанием.

Вместе с тем, Pérez-Escamilla R et al (2019) отмечают, что зачастую сообщения матерей о недостаточном количестве молока объясняются отсутствием адекватной организации грудного вскармливания и/или социальной поддержки, а не биологическими причинами, которые нельзя устранить с помощью пересмотра организации лактации. Соответственно, в таких ситуациях имеет смысл говорить не о введении докорма и/или прикорма, а о работе над лактацией. И вроде действительно питания не хватает, но и признаком готовности к введению прикорма это не будет.

Более того, Janet McNally et al., 2016 отмечают, что когда мы говорим, о сигналах ребенка, ключевую роль занимает интерпретация этих сигналов матерью ребенка. Причем, зачастую матери интерпретируют как голод очень широкий спектр сигналов, не всегда относящихся к голоду. А вот сигналы о насыщении матери считывали реже. Соответственно, не всегда мама может правильно интерпретировать сигналы ребенка, что может привести к более раннему введению прикорма, когда у ребенка, например, просто резались зубы или был скачок в развитии, и он именно поэтому начал прикладываться чаще.

Таким образом, многие признаки готовности к прикорму являются предметом дискуссий. Для того чтобы понять, действительно ли ребенок готов к знакомству с прикормом, стоит подождать хотя бы появления 3-4 из вышеуказанных признаков, а не ориентироваться только на 1-2.