С учетом различных факторов, о которых речь шла в предыдущей статье, для матерей с подозреваемой или подтвержденной инфекцией COVID-19, младенцы которых имеют отрицательный результат теста или только ожидают своего результата, можно рассмотреть три варианта.

1. Кормление грудью, совместное проживание.

При данном варианте мать кормит своего малыша непосредственно грудью, соблюдая меры профилактики до тех пор, пока сохраняется возможность передачи вируса. Изначально такой подход был предложен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), далее он был поддержан многими руководствами и медицинскими организациями разных стран (к сожалению, официальная позиция Российской Федерации пока не принимает такой подход).

Применим данный вариант только в случаях, когда болезнь матери протекает бессимптомно или с легкой симптоматикой. Причем, в некоторых случаях, если мать и ребенок бессимптомны, то их выписывают домой с дальнейшим обследованием, только если у ребенка появляются симптомы. Несомненно, такой подход имеет массу преимуществ. В частности:

  • И мать, и младенец получают все возможные бонусы не только от грудного вскармливания, но и от контакта «кожа к коже».
  • Матери, находящиеся рядом со своими младенцами, быстрее учатся распознавать сигналы о кормлении, подаваемые ребенком, быстрее на них реагируют, что помогает наладить грудное вскармливание.
  • Связь между матерью и младенцем формируется быстрее и легче, если новорожденный находится рядом с матерью.
  • Совместное проживание способствует уходу, ориентированному на семью. В дальнейшем мать может просвещать других членов семьи по вопросам ухода за новорожденным, а также о мерах профилактики и контроля инфекций.
  • Совместное проживание матери и ребенка снижает нагрузку на здравоохранение. Это немаловажный фактор, поскольку некоторые страны снижают такую нагрузку, например, уменьшением времени пребывания матери и ребенка после родов в медицинском учреждении, что, в свою очередь, несет в себе определенные риски.

Среди недостатков такого подхода можно назвать следующие:

  • Возможно, при совместном проживании увеличивается вероятность передачи вируса малышу через респираторные выделения матери. Однако, в соответствии с имеющимися исследованиями, при соблюдении мер профилактики такого увеличения замечено не было.
  • Важным условием непосредственного контакта является строгое соблюдение матерью профилактических мер.

Таким образом, когда риск передачи инфекции от матери к малышу относительно низок (учитывая, в частности, тяжесть заболевания матери и возможность соблюдения мер профилактики), большинство руководств разных стран рекомендует непосредственное кормление грудью для получения всех преимуществ грудного вскармливания и прямого контакта между членами диады.

2. Кормление сцеженным молоком, раздельное проживание

При данном варианте мать сцеживает молоко с соблюдением мер профилактики и передает его медицинскому персоналу или здоровому опекуну для кормления малыша. Продолжается это до тех пор, пока остается возможность заражения. Такой подход изначально был предложен Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (CDC). Большинство стран в данный момент предлагают использовать данный вариант только в случае, когда непосредственное грудное вскармливание не представляется возможным (чаще всего это связано с тяжелым состоянием матери и/или ребенка). Тем не менее, есть также страны (в частности, Российская Федерация), которые считают такой подход оптимальным в любом случае. К преимуществам данного подхода относятся следующие:

  • Младенец получает антитела, защитные факторы и прочие преимущества кормления грудным молоком.
  • Такой вариант позволяет женщинам с тяжелыми симптомами, не имеющим возможности соблюдать меры профилактики, или просто чрезмерно беспокоящимся о возможном заражении своего малыша через респираторные выделения, кормить ребенка грудным молоком.
  • Кормление ребенка здоровым опекуном или медицинским персоналом сцеженным молоком может быть безопаснее в плане передачи вируса через респираторные выделения матери. Однако это не доказано. Кроме того, имеются сведения о случае в Алабаме, когда младенец, разлученный с матерью сразу после родов, был помещен в изолятор после контакта с кормящей его медсестрой, у которой был обнаружен COVID-19.

Недостатков у такого подхода больше, чем в первом варианте:

  • Мать и малыш не получают преимуществ, связанных с непосредственным грудным вскармливанием, контактом «кожа к коже», совместным проживанием. Соответственно, установление связи между матерью и ее новорожденным откладывается.
  • Данный подход может негативно повлиять на грудное вскармливание, особенно если ребенка докармливают из бутылки, дают пустышку. Кроме того, производство молока может уменьшаться, если не поддерживается необходимое количество сцеживаний или есть погрешности в технике сцеживания.
  • Разделение может привести к дополнительному стрессу у матери в послеродовой период. Соответственно, очень важно оказывать маме необходимую поддержку.
  • Создается дополнительная нагрузка на здравоохранение. Необходимы дополнительные помещения, отдельные молокоотсосы для каждой матери. Кроме того, медицинский персонал должен своевременно забирать сцеженное молоко, отдельно его хранить, относить ребенку. К сожалению, далеко не каждый роддом имеет возможность (да и просто заинтересован) в полной мере осуществлять данный вариант.

Таким образом, когда у матери имеются ярко выраженные симптомы заболевания и, соответственно, возрастает вирусная нагрузка, возможность передачи вируса, кормление сцеженным молоком может признаваться оптимальным вариантом кормления ребенка.

3 Мать и ребенка разлучают, малыш получает донорское молоко или смесь

Это самый жесткий вариант, когда ребенка разделяют с матерью сразу после родов, кормят донорским молоком или смесью до того момента, пока остается возможность заражения через респираторные выделения матери. Матери в это время рекомендуется принимать меры для сохранения лактации, чтобы кормить после окончания карантина.

Изначально данный подход появился в Китае. На данный момент как оптимальный вариант практически не применяется (за исключением нескольких стран). Тем не менее, такие меры могут применяться в случаях, когда у матери наблюдается особо тяжелое течение заболевания, или по иной причине она не может сцеживать молоко с соблюдением мер профилактики. Иногда подобные меры также могут применяться, когда мать и новорожденный находятся в разных медицинских учреждениях, и нет возможности передачи сцеженного молока.

Среди преимуществ такого подхода китайские специалисты называли снижение вероятности заражения COVID-19 через респираторные выделения матери. Однако это заявление было сделано без каких-либо доказательств.

Недостатки данного варианта совпадают с перечисленными во втором подходе. Однако стресс, которому подвергается мать, будет еще сильнее, поскольку она вынуждена сцеживать молоко и выливать его, пока ребенка кормят донорским молоком или смесью. Кроме того, ребенок не получает антител, защитных факторов и других преимуществ грудного молока, которые мог бы получать при кормлении сцеженным молоком.

Таким образом, если мать хочет кормить грудью, третий вариант может иметь место только в случаях, когда кормление непосредственно грудью или хотя бы сцеженным молоком физически невозможно или мать настолько больна, что даже сцеживание с соблюдением мер профилактики для нее является непосильной ношей.

Несмотря на пандемию COVID-19, международные организации продолжают поддерживать грудное вскармливание. Множество исследований показывают, что грудное вскармливание безопасно при бессимптомном или легком течении заболевания у матери и соблюдении ею мер профилактики, направленных на снижение риска заражения через респираторные выделения. Продолжение грудного вскармливания и совместное проживание диады мать-младенец, по-видимому, является лучшим вариантом в такой ситуации.

Когда матери слишком больны, чтобы кормить грудью, их все равно следует поддерживать в сцеживании молока с соблюдением мер профилактики, а младенца должен кормить (в идеале свежим сцеженным молоком матери без обработки) здоровый опекун или медицинский персонал. Большинство стран в своих рекомендациях склоняются к тому, что мать сама должна сделать осознанный выбор в пользу того или иного варианта кормления, после получения всей необходимой информации от медицинского персонала. И каким бы ни был этот выбор, его следует уважать без выговоров, оказывая поддержку матери. Женщины в послеродовом периоде особенно хрупки, боятся своего диагноза и возможных последствий. Они всегда будут выбирать то, что считают лучшим для своего малыша.