Во времена СССР раздельный сон был общепризнанной нормой, но сейчас все иначе. Переход от кормления по режиму и преимущественно искусственного вскармливания к естественному кормлению по требованию привел к тому, что все больше мам практикуют совместный сон с грудничком в силу его удобства. Однако рано или поздно перед родителями встает вопрос о том, как «переселить» малыша в свою кроватку. Ниже пойдет речь о том, как это было у нас со старшей дочерью.

Когда родилась малышка, я мало что знала о потребностях младенцев. В родильном доме она спокойно спала в кювезе, просыпаясь четко раз в 3 часа на кормление. По приезду домой ситуация не сильно поменялась (разве что, вместо кювеза была кроватка). Полагаю, малышка отсыпалась после родов, плюс, много сил уходило на переваривание смеси, которой ее докармливали.

На шестой день дочери удалось полноценно захватить грудь. И вот ночью я попробовала переложить ее спящую с груди в кроватку – крик. Снова приложила, походили (на тот момент мы освоили только «колыбельку»), заснула, перекладываю – крик. После семи таких перекладываний я сдалась – попробовала приложить лежа, и вскоре мы вместе заснули. Так начался наш совместный сон.

Несколько месяцев такое положение дел всех устраивало. Я могла покормить малышку лежа, забрать грудь после засыпания, огородить ее подушкой для кормления и отойти или же спать рядом. Днем иногда даже получалось переложить ее в кроватку, стоящую рядом с родительской кроватью. Дочка спала ровно по 3 часа (ночью могла проспать 4, а иногда даже 5 часов без прикладываний), кормилась и снова засыпала. Когда малышку начали мучить газики, время бодрствования увеличилось, но на сне это особо не отражалось.

Однако в возрасте 4 месяцев ситуация стала меняться. Выходили первые зубы, обострился дерматит. Малышка стала постоянно висеть на груди и совершенно перестала спать без нее. Засыпала, выпускала грудь, сразу в крик. Итого мы просыпались примерно каждые минут 40, независимо от времени суток. Кроме того, с 4,5 месяцев дочка начала активно двигаться, переворачиваться, оттачивая свои умелки во сне. Совместный сон на кровати становился опасным.

К пяти месяцам зубы вылезли, дерматит стал меньше беспокоить, умелки вроде освоились. Да вот только ситуация с бесконечным висением на груди никуда не делась. Я на тот момент уже месяц как не спала более часа подряд. Сложившаяся ситуация меня удручала, поскольку мы обе не высыпались (малышка стала меньше бодрствовать, общее время сна увеличилось).

Решено было «переселять» малышку в собственную кроватку. Кроватка была приставлена к большой кровати, но все бортики были оставлены на месте, поскольку разница в высоте кроватей не позволяла безопасно убрать борт (что, возможно, было бы проще).

Для удовлетворения потребности в сосании, я стала чаще прикладывать к груди малышку днем. На момент ночного «переезда» в кроватку у нас было 3 дневных сна, 2 из которых (утренний и вечерний) дочь проводила на груди, удовлетворяя потребность в сосании и аппетит, а также стимулируя лактацию (второй сон чаще приходился на прогулку). Перед ночным сном дочка также висела на груди от 40 минут до часа.

Что такое пустышка и как ею пользоваться, моя дочь не знала, и приучать ее к пустышке я не планировала. Очень часто пустышка на сон не приносит результата в такой ситуации, поскольку дети в процессе сна теряют ее, просыпаются и также не могут уснуть, пока в рот не вернется привычная пустышка.

В нашей ситуации перед ночным сном обязательно обеспечивалось время спокойного бодрствования, когда я клала малышку в кроватку – гладила, разговаривала, рассказывала, что сегодня мы попробуем спать в своей кроватке, но мама будет рядом. Вообще это очень важный момент — акцентировать внимание на том, что мама будет рядом. Причем важно доносить, что мама рядом даже тогда, когда ее не видно. Что она смотрит через камеру, придет во сне, примчится, когда малыш позовет и т.д.

После вечернего кормления я перекладывала дочку в кроватку, не дожидаясь, когда она перейдет в фазу глубокого сна. Вижу, что уже не ест, а сопит — тихо говорю, что пора в кроватку, забираю грудь и перекладываю. Дальше первые недели полторы малышка высказывала все, что думает по этому поводу. Поглаживания-похлопывания, пение, погремушки и т.д. — в ход шло все, что может успокоить, не вынимая ребенка из кроватки. Если не помогало ничего, и крик усиливался — брала на руки. Обнимала, объясняла, что пора спать, уже взрослая — надо спать в своей кроватке, а я буду спать в кровати рядом и т.д. Как успокаивалась и начинала засыпать — возвращала в кроватку. Если не удавалось успокоить на руках — давала грудь, и все сначала. Первую неделю удавалось уложить малышку на третьем заходе, потом несколько дней — на втором.

Через 1,5 недели свершилось чудо! После вечернего кормления просто положила задремавшую дочь в кроватку, и она, устроившись поудобнее, заснула. От меня потребовалось только погладить по спинке пару минут.

Что касается уменьшения количества ночных кормлений — на мой взгляд, это важная часть «переезда» в кроватку, поскольку пока ребенок постоянно ест по ночам — перекладывание даже в рядом стоящую кровать не принесет ничего, кроме недосыпа и нервозности (как со стороны мамы, так и со стороны ребенка).

Ночные кормления мы отодвигали постепенно. Когда дочка начинала ворочаться — я гладила ее по спинке и т.д., если начинала кричать — брала на руки, гладила, слегка покачивала. Как успокоилась — обратно в кроватку. Максимально старалась продержаться без кормления. Если заснуть все же не получалось, успокоение не наступало — тогда грудь. И так постепенно кормления сдвигались. 

Как итог, с 5,5 месяцев мы начали спать по 6 часов, с 6ти месяцев — по 8-10 часов (на полном грудном вскармливании). До года и 2 месяцев у нас сохранялись подутренние кормления в 5-6 утра, когда дочка снова висела на груди по часу, после чего ее можно было вернуть в кроватку. Стоит отметить, что малышка все же периодически ночью ворочалась, поднимала голову, проверяла, что я рядом и обычно засыпала снова сама.

До 9ти месяцев мои попытки  перейти на дневные сны в кроватку оборачивались яростным обсасыванием пальцев, нервозностью и, как следствие, отвратительным ночным сном. В 9 месяцев дочка полностью научилась спать без груди и «переехала» в отдельную комнату. В этом возрасте у нее был ночной сон с 20-21 ч. до 09-10 ч. утра (с перерывом на утреннее кормление в 05-06 утра). Затем, через 2 часа после пробуждения — первый 1,5 часовой сон и через 3 часа после пробуждения от первого дневного сна — второй 1,5 часовой сон. Через 3-3,5 ч. — ночной сон.

Перед тем, как «переселить» дочку в отдельную комнату, пару ночей мы с мужем сами спали в другой комнате, чтобы убедиться, что она не испугается, проснувшись ночью и никого не обнаружив рядом.

«Переезд» в другую комнату прошел достаточно спокойно. С того момента на все сны уходили так: опускала шторку, закрывала дверь, давала грудь (она у меня очень активная и для нее грудь была лучшим способом успокоиться и настроиться на сон). Как поела  — забирала грудь, брала на руки (как бы «столбиком»), подносила к кроватке. У кроватки стояли еще пару минут — дочь выпускала воздух, клала голову мне на плечо, начинала дремать. Затем я клала ее в кроватку и давала в руки пеленку, на которой она обычно сосала грудь (соответственно, с запахом мамы и молока). Говорила: «Баю-бай, сладких снов, пока-пока, после сна снова увидимся», махала рукой и уходила. Минут 10 малышка устраивалась поудобнее и засыпала. Если заснуть не удавалось и дочь начинала кричать — возвращалась, решала проблему, вызвавшую ее недовольство, и снова укладывала по схеме грудь-обнимашки-кроватка. В периоды активного прорезывания зубов, скачков развития и т.д. я шла навстречу и помогала своей кнопочке заснуть (подробнее о способах укладывания — тут). Когда данные обстоятельства исчезали, — мы возвращались к прежней схеме засыпания.

Далее нас ждал кризис одного года, когда у дочери снова возросла потребность в общении с мамой. Постепенно сокращались кормления грудью, малышка становилась более самостоятельной, осваивая постепенно навыки хождения, новые игрушки и т.д. На этом этапе мы снова вернулись к укладыванию в присутствии мамы. Я гладила дочку, пела ей колыбельные, держала за ручку до полного засыпания и только после этого уходила.

В год и 4 месяца мы завершили грудное вскармливание, когда дочка просто не попросила грудь перед ночным сном (наше единственное кормление на тот момент), а сразу пошла в кроватку.

В 1,5 года кризис закончился. Дочка уже полноценно понимала речь, могла выражать свои желания (где-то жестами, а где-то и словами). На этом этапе был придуман новый ритуал. Мы уже могли поговорить перед сном, а не просто я пела колыбельные. Иногда мы садились на диван втроем, привлекая папу, и разговаривали. Затем я предлагала пойти в кроватку, где ждет киса (на тот момент дочка решила спать с игрушкой – кисой, которую сама выбрала для этой цели). Малышка прощалась с папой, обнимая и целуя его, сама шла и ложилась в кроватку (уже без лишних бортиков). Далее я целовала дочку в точной последовательности: нос, правая щека, левая щека, лоб, правая ручка, левая ручка, животик, спинка. Затем нужно было пощекотать правую ножку, левую ножку и еще раз хорошенько обнять. На прощание я всегда говорила, что присматриваю за ней через камеру, и если я понадоблюсь, то меня всегда можно позвать – я приду. Некоторое время после такого укладывания я еще пела колыбельную через камеру. Постепенно пение ушло.

Стоит отметить, что старшая дочь в принципе никогда остро не нуждалась в частом телесном контакте. За исключением возраста с 4 до 5 месяцев, она вполне могла заснуть лежа в кроватке и глядя в потолок. Если она и засыпала на груди, то я могла спокойно забрать грудь, отползти и идти по своим делам (переложить в кроватку не всегда удавалось, но просто уйти – вполне). Возможно, поэтому у нас все прошло достаточно легко, и дочь так рано начала спать по 6-9 часов, не прибегая к моей помощи. Да, до 1,5 лет она периодически просыпалась по ночам, некоторое время ворочалась и снова засыпала. Бывало и такое, что заснуть сама не могла. В таком случае я брала ее в родительскую кровать. Я не боялась, что после этого она не вернется к себе, потому что ей нравилось спать одной. Как правило, она сама пыталась перебраться в свою кровать после того, как беспокойство уходило. К 1,5 годам мы сняли бортик, и дочка сама могла спокойно забираться в кроватку и вылезать из нее. Но, как ни странно, именно в этом возрасте она окончательно перестала звать меня по ночам…

Возможно, Вам будут интересны следующие записи:

Как уложить спать грудничка: опыт мамы