Сегодня расскажу о подходе известного венгерского педиатра Эмми Пиклер к воспитанию ребенка на первом году жизни. Дальше он тоже подойдет, но новаторским он стал именно потому, что Эмми Пиклер предложила его использовать с самого рождения, поскольку малыш с рождения является человеком, а не становится им только тогда, когда начинает ходить, говорить, выражать свои мысли и т.д. Соответственно, и относиться к нему нужно с уважением с рождения.

Чтобы понять, что является уважительным отношением, стоит задать себе вопрос: «как должен вести себя другой человек по отношению ко мне, чтобы я почувствовал уважение? Что он должен делать? А чего делать не должен?». Для каждого человека наверняка найдется свой ответ, но будут и общие моменты. Как правило, мы считаем уважительным, когда нас не перебивают, не вторгаются в личное пространство, спрашивают наше мнение, учитывают его и т.д. А неуважение – это, например, когда другой человек запросто отвлекается, разговаривая с нами, даже не извинившись; когда нас толкают, наступают на ногу, доставляют неприятные переживания и также не извиняются; когда нас не благодарят за какие-то поступки, о которых нас просили и т.д.

И вот ответив на вопрос, что для нас является уважительным отношением, имеет смысл задать себе следующий вопрос: «а все ли из того, что мы считаем уважительным по отношению к себе, мы делаем по отношению к своему ребенку?». Зачастую, нет.

И вот, исходя из этого, Эмми Пиклер сформулировала принципы заботы с уважением по отношению к ребенку:

👉 У ребенка должно быть время и пространство для самостоятельной игры. Это то время и то место, когда малыш сам может нести ответственность за себя, за то, что он сейчас делает, за то, что с ним сейчас происходит

👉 Второй принцип является продолжением первого. Это пространство должно быть безопасным. Безопасно должно быть в любых местах, где ребенок часто бывает. Где он играет, купается, кормится и т.д. Причем эту безопасность должен ощущать и ухаживающий взрослый, чтобы не было беспокойства, что ребенок сейчас упадет, что-то не то возьмет и т.д. Тревога за малыша мешает настроиться на него, быть с ним здесь и сейчас

👉 Предсказуемость событий, как основа чувства безопасности ребенка. Взрослый ничего не делает с ребенком без предупреждения. Он всегда называет ребенку то, что сейчас будет с ним происходить. Причем взрослый предупреждает как о каких-то глобальных событиях, происходящих в течение дня, так и о том, что будет в самое ближайшее время

👉 Бережное отношение к телу ребенка. Новорожденный еще не понимает слова, но уже очень хорошо ощущает то, как к нему прикасаются. Бывает так, что мы резко хватаем ребенка, быстро переодеваем, а он в это время совершенно не понимает, что происходит. Этот опыт будет ложиться в основу формирования ребенком мнения о себе, о том, какого отношения он достоин и т.д. Из этого выходит следующий принцип

👉 Предоставление ребенку времени на осмысление происходящего, на реакцию, на действие. Всегда важно делать паузу, особенно после своих просьб. Даже если совсем маленького ребенка постоянно предупреждать о том, что его сейчас будет брать на ручки, после чего делать паузу, ожидая его реакции, совсем скоро он начнет протягивать руки, чтобы помочь взрослому. И тут важно поблагодарить ребенка за то, что он идет нам навстречу. Так зарождается сотрудничество.

По мнению Эмми Пиклер повседневный уход (кормление, переодевание, укладывание, купание и т.д.) должен приносить ребенку радость и давать опыт сотрудничества. Эти моменты прочно связаны с взаимодействием с телом ребенка, а также с возможностью проявить самостоятельность. Эмми Пиклер считает, что ребенок любого возраста не является объектом для контроля, воздействий и манипулирования, а воспринимается заботящимся взрослым как активный партнер и участник всех событий.

В рамках этого подхода заботящийся взрослый ставит четкие (но не строгие) рамки дозволенного, а малышу дается самостоятельность в этих рамках. Например, когда подросший малыш начинает стремиться к самостоятельности и пытается одеваться сам, очень важно поддержать его инициативу. Показать, насколько нам важно его стремление. Не торопить его. Смотреть и ждать. В то же время, если ребенок устал и начал играть с одеждой, а нам нужно одеться на прогулку, имеет смысл аккуратно вернуть его к одеванию, предложить свою помощь. При этом если ребенок снова вернулся к самостоятельному одеванию – стоит продолжить ждать, а не настаивать на помощи, поскольку важно учитывать мнение ребенка и дать ему возможность от помощи отказаться.

Такой уважительный подход к уходу за ребенком позволяет наладить тесное сотрудничество, а не бороться за каждое действие. Ребенок оценит уважительное отношение к себе и будет отвечать тем же.