Мобильные телефоны стали неотъемлемой частью нашей жизни. Безусловно, они играют важную роль в коммуникации и получении информации. Однако вызывает обеспокоенность тот факт, что повсеместное присутствие таких устройств в быту, может повлиять на семейные отношения, особенно между родителями и маленькими детьми.

Недавние исследования показали, что родители часто пользуются различными гаджетами (в основном, мобильными телефонами) во время семейного общения, в том числе, во время игры со своими детьми, при кормлении младенца, при семейном посещении ресторана и т.д.

Например, Alexis Hiniker et al. (2015) в своем наблюдательном исследовании изучали поведение 466 родителей, присматривающих за детьми на игровой площадке в районе Сиэтла. В результате опроса родители признали, что используют телефон во время прогулки с детьми и предполагают, что это может снизить их внимание к окружающему миру, но также сообщили, что они могут легко вернуться к своим детям, когда это необходимо. Однако наблюдения исследователей противоречили оптимистичным представлениям родителей: родители, которые использовали свои телефоны, часто пропускали попытки своих детей привлечь внимание.

Jenny S. Radesky et al. (2014) наблюдали, как опекуны ели с одним или более маленькими детьми в ресторанах одного мегаполиса. При этом 73% лиц, осуществляющих уход, взаимодействовали с мобильными телефонами в той или иной степени (от наличия устройства на столе до непрерывного его использования во время еды). Причем 29% из них отнесли к «глубоко поглощенным», поскольку они уделяли значительно больше внимания телефону, нежели своим детям. Дети при этом старались всячески привлекать внимание ухаживающего взрослого, на что особо сильно увлеченные опекуны зачастую реагировали достаточно жестко (повышая голос или даже убирая руки ребенка, отталкивая), воспринимая такое поведение ребенка как «плохое».

Alison K.Ventura, Simone Teitelbaum (2017) выяснили, что 75 матерей младенцев младше полугода, отвлекались во время 43% кормлений. Причем 26% отвлечений были связаны с факторами технологического характера (телефон, телевизор и т.д.).

При этом такое отвлечение внимания матери может негативно сказываться на качестве ее взаимодействия с ребенком за счет снижения чувствительности матери к сигналам малыша (Rebecca B.Golen, Alison K.Ventura, 2015). Также это может приводить к снижению стимулирования когнитивного развития ребенка (Alison K.Ventura et al., 2019).

Малыш познает мир через маму и ему очень важно видеть ее лицо, ее эмоции. Когда мама не реагирует на ребенка – он начинает беспокоиться и активнее привлекать ее внимание. Причем когда мама часто отвлекается на гаджеты, ребенок начинает беспокоиться от одного факта, что мама взяла телефон в руки и уже от этого начинать активнее добиваться ее внимания. В то время как редкое использование телефона такой реакции, как правило, не вызывает. Исследования также показали, что родители, которые чаще взаимодействовали с гаджетами во время ухода за ребенком, считали своего ребенка «трудным». Такие дети, со слов родителей, чаще демонстрировали чрезмерно отстраненное или истеричное поведение (Brandon T. McDaniel, Jenny S. Radesky, 2017, 2018).

Родители также сообщают, что им трудно переключать свое внимание между гаджетом и ребенком, и это заставляет их думать, что они проводят время с детьми менее качественно, чем могли бы. (Kostadin Kushlev, Elizabeth W. Dunn, 2018).

На основании изложенного, Shawnee Alvarez Gutierrez, Alison K Ventura (2021) предположили, что взаимодействие с гаджетами (как отвлекающий фактор) во время кормления и ухода за ребенком нарушает чувствительность и отзывчивость на младенческие сигналы, а также ставит под угрозу привязанность матери к ребенку, эмоциональную связь в диаде.

Ученые решили провести исследование с целью изучения связи между использованием гаджетов матерями и показателями привязанности матери к ребенку в раннем младенчестве. Под признаками такой привязанности они подразумевали, во-первых, отсутствие у матери враждебности по отношению к материнству или принятие и отсутствие обиды на то, что она претерпевает трудности и идет на жертвы, связанные с уходом за младенцем. Во-вторых, удовольствие от близости или желание взаимодействия с младенцем.

В ходе исследования 332 матери (средний возраст – 31,2 год), имеющие младенцев в возрасте от 2 до 6 месяцев, приняли участие в онлайн-опросе, по итогам которого оценивался уровень использования гаджетов во время взаимодействия матери с малышом, его темперамент и показатели привязанности матери к ребенку.

В результате выяснилось следующее:

🚩 Более частое использование гаджетов во время кормления и ухода было связано с более сильным восприятием негативных эмоциональных реакций младенца (его криков, слез и т.д.), а также с игнорированием его положительных эмоциональных реакций (когда лежит спокойно, улыбается, можно заняться своими делами). Этот результат согласуется с предыдущими исследованиями детей более старшего возраста (Brandon T. McDaniel, Jenny S. Radesky, 2017, Jenny Radesky et al., 2018). Например, Brandon T. McDaniel, Jenny S. Radesky (2017) обнаружили, что родители трехлеток, активно использующие гаджеты, чаще сообщали об истериках, гиперактивности, тревоге, абстиненции и других поведенческих проблемах у детей. Причем у матерей такая ассоциация была сильнее, чем у отцов.

В этой ситуации бывает сложно найти первопричину. Многие родители используют гаджеты для снятия стресса или дискомфорта, которых с появлением ребенка может прибавиться. Соответственно, в этом случае сначала появляется стресс, а уже потом трудности с ребенком и гаджеты, как способ снять напряжение (Brandon T. McDaniel & Jenny S. Radesky, 2018).

Однако также возможно, что во время активного взаимодействия с гаджетами у родителей меняется оценка и восприятие поведения детей. Некоторые предыдущие исследования показывают, что родители, отвлеченные гаджетами, плохо понимают и резко реагируют на сигналы и просьбы своих детей о внимании (Jenny S. Radesky et al., 2014, Rebecca B.Golen, Alison K.Ventura, 2015, Alison K.Ventura et al.,2019, Jenny Radesky et al., 2018, Jenny Radesky et al.,2015). Все это может приводить к менее желательным моделям взаимодействия родителей и детей (чтобы успокоить суетливого младенца) и ослабить связь между матерью и ребенком.

🚩 Более частое взаимодействие с гаджетами во время кормления и ухода было связано с более низким качеством привязанности со стороны матери и большей ее враждебностью к материнству. При этом ученые обращают внимание, что они не обнаружили связи между уровнем привязанности матери и негативными эмоциональными реакциями ребенка. То есть, то, что ребенок плакал и кричал само по себе не оказывало негативного влияния на отношение матери к малышу, а вот частое использование гаджетов – да. Исследователи предполагают, что частое использование гаджетов может заменять время с детьми, а также негативно сказываться на характере, частоте, близости и качестве взаимодействия матери с ребенком из-за отрицательного воздействия на материнскую чувствительность и взаимность. Все это приводит к снижению чувства привязанности к младенцу и усилению чувства враждебности к трудным аспектам ухода за ним.

С другой стороны, частое использование гаджетов может быть не причиной, а следствием уже имеющейся низкой привязанности матери к ребенку, а также наличия враждебности к материнству. Такая ситуация может иметь место, например, когда у матери имеется некий дисбаланс между работой и личной жизнью и т.д.

Несмотря на все сказанное, стоит отметить, что у использования мобильных телефонов в материнстве есть и положительные моменты:

✅  снятие стресса (которого при рождении ребенка предостаточно), эмоциональное облегчение;

✅  возможность оставаться на связи с родственниками, друзьями, соседями, поскольку с маленьким ребенком живое общение не всегда удобно и возможно;

✅  возможность быстро получать информацию в незнакомой и постоянно меняющейся ситуации ухода за ребенком;

✅ возможность получить поддержку в социальных сетях, группах поддержки для молодых родителей

Безусловно, эти положительные моменты стоит использовать. При этом важно найти «золотую середину», баланс, который позволит избежать неприятных последствий, описанных выше. Например, стараться пользоваться телефоном, когда малыш спит или гуляет с другим ухаживающим взрослым. И всегда имеет смысл отложить телефон, когда ребенок начинает восприниматься, как отвлекающий от него фактор.